Методическая библиотека

Игра

В воспитании и развитии ребенка – дошкольника ведущая роль принадлежит игре. В игре ребенок осваивает действительность, получает определенные навыки и знания. Множество задач решаются с помощью игры.

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игры бывают: сюжетно-ролевые, режиссерские дидактические, подвижные, игры- драматизации – все это оказывает существенное влияние на развитие психики ребенка, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы.

В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра – источник развития моральных качеств личности.

Играм в детском саду отводится значительное место в режиме дня. В группах постоянно обновляется предметно - развивающая среда, тщательно отбирается игровой материал и оборудование, детская художественная литература. Но этого недостаточно, чтобы дети много и хорошо играли. Многолетняя практика показала, что пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому в любом виде детской деятельности, разумно опекая, детям предоставляем, как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность.

Обращение детей к взрослым

Играть мы любим очень:

Вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку

Никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем –

Сегодня новый век.

Без знаний и учебы

Нет шансов на успех!

Нам тексты предлагают

И все хотят понять:

Чего нам не хватает,

Ну, чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь

Спокойно поиграть

В семью, в солдаты, в шашки,

В припрыжку поскакать.

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем

Хороших новостей,

Что снова поиграем

В кругу своих друзей!

Вернитесь в свое детство

Побудьте с нами в нем

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем.

Развитие речи

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка. Поэтому формирование устной речи и навыков речевого общения, опирается на владение родным литературным языком.

Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии.

Работа по развитию речи строится по таким направлениям:

  1. Сформированность навыков речевого общения (культура общения)
  2. Звуковая культура речи;
  3. Восприятие речи;
  4. Словарь (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);
  5. Грамматический строй речи: морфология и синтаксис;
  6. Связная речь;
  7. Художественно-речевая деятельность;
  8. Речевая активность детей.

Развитие речи в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественно литературой, познавательном занятии, обучении грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Сенсорное воспитание

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму»

(китайская пословица)

Сенсорика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении сенсорике.

Сенсорное развитие ребенка - это и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами, видеть форму, различать цвет.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во - первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во- вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в- третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, опорно – двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают шесть цветов спектра и их оттенки. В качестве эталонов формы – геометрические фигуры. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, свойства во вкусовом, обонятельном восприятии

Развитие элементарных сенсорных представлений является той областью, где при условии систематического обучения, возможно не только дать определенную сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

Особое место в проблеме обучения дошкольников началам сенсорики, занимает формирование у детей представлений о цвете, форме, размере. Знакомство ребенка с величиной, формой, пространственными ориентировками начинается у ребенка очень рано, еще с младенческого возраста и является одной из сторон чувственного познания.

Ознакомление с эталонами формы (геометрическими фигурами) начинается с младшей группы и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. Сенсорное восприятие формы направлено на умение абстрагировать форму, видеть ее в других вещах.

Наиболее сложно для младших дошкольников - это восприятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки. Основным показателем при определении времени для дошкольников является собственная деятельность.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6-ти лет.

На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить детей с их оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

Если в младшем дошкольном возрасте большое внимание уделять сенсорному развитию, то у ребенка формируются интеллектуальные способности.

Эффективность развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Познавательная деятельность

Дошколята – активные и любопытные ребята. Именно в дошкольный возраст буквально сыплются сотни «Почему» и десятки «Зачем»! Задавая вопросы, ребёнок демонстрирует запрос на знание, словно говоря: «Расскажи мне! Объясни мне! Научи меня!». Ответы взрослых на вопросы детские вопросы крайне важны для развития дошкольников.

Но развитие дошкольников этим не ограничивается. Ребёнок познаёт мир всеми возможными способами.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии познавательной деятельности дошкольников выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Базисом для полноценного протекания любого мыслительного процесса, является:

  1. высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделение существенного и других, выступающих в качестве наиболее дробных элементов мышления;
  2. высокий уровень активности, раскованности, мышления;

Источником полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

  • Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями, необходимыми для жизни в обществе.
  • Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

В познании можно выделить 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

  • Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.
  • Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.
  • Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах - систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.

Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет - сложный путь, который включает в себя:

  • Накопление информации об окружающем мире;
  • Упорядочивание и систематизация представлений о мире.

И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.

В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода "накопления информации "- это 2-4 года и 5-6 лет; и два периода "упорядочивания информации "- 4-5 лет и в 6-7 лет.

Периоды "накопления" и "упорядочивания" информации отличаются друг от друга. Эти различия определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка.

Первый период (2-4 года) - "накопления" информации. Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события), воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это "единичное" они интенсивно и активно познают по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю".

Накопление происходит благодаря:

  • Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях;
  • Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами;
  • Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.

К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто? Что?); знают различные качества и свойства (Какой?). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни?) В поисках новых впечатлений и ответов дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т.п.) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако, накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей.

Второй период 4-5 лет. - "упорядочение" информации.

В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

  • Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
  • Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
  • Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку активно стремится упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

У четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

Третий период 5-6 лет - "накопление" информации.

В 5-6 лет ребенок смело "пересекает пространство и время", ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире.

У детей 5-6 лет наблюдается:

  • Стремление расширить свой кругозор;
  • Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
  • Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений.

В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на:

  • становление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;
  • содержательное упорядочивание информации.

Обучение грамоте

Обучение грамоте начинается со второй половины года в средней группе.

  1. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: "Послушай, как поет синичка!”. Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно, дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.
    Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
  2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове.
  3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.
    Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Продуктивные виды деятельности

В дошкольного возрасте, у ребенка должны быть сформированы навыки, необходимые для успешного обучения на занятиях в детском саду и в дальнейшем в школе. Формирование графических навыков является одним из важнейших аспектов дошкольного образования.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности.

Физическое воспитание

Физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом. Важно так организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивать не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и прививать ребенку привычку к здоровому образу жизни.

Факторы, определяющие физическое здоровье

zdorovie.png

Деятельность нашего дошкольного учреждения включает два направления: воспитательно-образовательный и физкультурно-оздоровительный. Основными разделами физкультурно-оздоровительной работы являются: организация рационального двигательного режима, реализация системы эффективного закаливания. Физкультурно-оздоровительная работа включает физическое воспитание и оздоровление детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Составляющие здорового образа жизни

Задачи занятий по физической культуре заключаются в том, чтобы:

  • удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
  • обеспечить развитие всех систем и функций организма ребенка;
  • сформировать навыки в разных видах движений;
  • способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
  • стимулировать функциональные возможности каждого ребенка;
  • активизировать детскую самостоятельность;
  • создать оптимальные условия для разностороннего развития детей.

Причем в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • малышам они должны доставлять удовольствие, научить и ориентироваться в пространстве и пользоваться оборудованием;
  • в среднем возрасте – развивать физические качества;
  • в старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.

Во все занятия включаются упражнения и игры для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, зрения, эмоциональной сферы, выработку дыхания, на растягивание и расслабление мышц.

Музыкальное развитие

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления.

Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть